понедельник, 30 октября 2017 г.

Бизнес и ИТ. Вокруг Облака. Новосибирск-2017

Выступил на прошедшем 11 октября в Новосибирске форуме “Бизнес и ИТ. Вокруг Облака” с докладом CRM в стиле Agile на базе облачных технологий Google. Рассказал о том, как мы в своем бизнесе автоматизируем продажи. Загоняя по кусочкам самый важный бизнес-процесс в облако. Вот тезисы к слайдам моей презентации (саму презентацию можно скачать здесь)



Сначала напомню почему Google. Потому что G Suite — это пакет всех используемых в повседневной работе бизнес-приложений (электронные таблицы, почта, карты, облачное хранилище, календарь и так далее), включающий в себя язык сценариев Google Apps Script, с помощью которого Вы можете связывать их и автоматизировать работу своих сотрудников с этими приложениями.
Этим продуктом Google серьезно удешевил и повысил доступность “подручной” автоматизации. Вспомните, в середине 90-х даже использование Excel на уровне пользователя считалось специальным навыком. В то время как в середине 2000-х уже чем-то обыденным является кастомизация электронных таблиц с помощью макросов. Это даже уже программированием не считается. Написание программ на Google Apps Script по сути аналогично написанию должностных инструкций для сотрудников. Многих пугает используемый синтаксис языка JavaScript, но через 5-6 лет, когда на рынок труда начнут выходить сотрудники, “рожденные со смартфоном в руках”, для них это будет вполне естественным. Писать сценарии на Google Apps Script для облегчения работы легко смогут Ваши логисты, снабженцы, экономисты, финансисты, продажники…


Существуют диаметрально противоположные мнения относительно того, что такое Agile.
Самый известный адепт этой технологии Герман Греф считает это прорывной методой будущего, причем настолько мощной, что достаточно каждое утро просто вслух повторять ее название, чтобы уже все вокруг само автоматизировалось. Скептики же говорят, что эту технологию придумали разгильдяи, а манифест Agile является красиво завуалированной формулировкой: “Техзадания нам не надо, что у нас получилось, тем и пользуйтесь”. Они же предлагают новый вариант транскрипции Agile — "АЖАЛЬ". Мол, хотели сделать круто, а получилось как получилось, "а жаль"!!!

Истина как всегда где-то посередине. По моему мнению Agile это итеративная система разработки (то есть, разработка ведется итерациями, по шагам) с динамическим формированием требований (то есть, требования к последующим шагам при реализации текущего шага считаются “пристрелочными”). Не всем и не всегда полезна эта таблетка.  


В отличие от сильно инертного крупного бизнеса главным конкурентным преимуществом малых и средних предприятий является гибкость и переменчивость, быстрая подстройка к изменяющейся внешней среде (последнее время это стало как никогда актуальным). Помимо того, в малом и среднем бизнесе зачастую не все процедуры четко алгоритмизированы. Здесь идеально подходят методики Agile, потому что разработка полного и правильного техзадания с описанием нужных процедур может занять столько времени, что полученный документ попросту устареет еще до его реализации в виде программного продукта.


Самым подверженным изменениям бизнес-процессом является бизнес-процесс “Продажи”. Поэтом то мы и решили его автоматизировать пошагово. Вот как мы двигаемся.
Каждый шаг подвергался автоматизации независимо от других и легко с ними стыковался. Приведу два примера.


Ни для кого не секрет, что работа активного продажника — это просто цепочка активностей: звонки, встречи, выставленные счета… Естественно, у каждого продажника есть такой реестр. У нас он единый для всех в корпоративном облаке. Для работы с ним реализован веб-интерфейс — такая мини-CRM — напоминалка и хранилище информации по клиентам. Когда мы решили добавить интернет-канал продаж (лендинг) нам не пришлось менять или перенастраивать нашу CRM. Мы просто написали новый сценарий (на Google Apps Script): он читал в почтовом ящике ответы с формы обратной связи и на основании их писал задания менеджерам по продажам в их реестр активностей. Ведь и почта и реестр находятся в одном облаке. Хотя и являются формально разными объектами.  


 Но преимуществом является не только внутренняя интеграция сценариев. Можно легко “дотянуться” и до иных бизнес-процессов компании. Например, когда мы только переезжали в облако, кадровик завел там таблицу Google, в которой производился расчет бонусов на основании KPI. Когда у нас появился реестр активностей и в облаке стала формироваться воронка продаж по каждому менеджеру, мы просто написали сценарий, который в начале каждого месяца берет сводные данные из реестра и пишет в таблицу кадровику. Потому что таблица и реестр находятся в одном облаке. Здесь очевидно преимущество Agile. Если бы мы на этапе заведения таблицы начали бы “обременять” кадровика согласованием форматов с продажниками и программистами, которые будут создавать единую систему — скорей всего и сегодня мы бы до сих не автоматизировали эти куски.


В завершении привожу сводный слайд с преимуществами CRM в стиле Agile на базе облака Google.


Комментариев нет:

Отправить комментарий