среда, 19 октября 2016 г.

Отвечаю на вопросы БИТ'2016

Регламент по времени на  БИТ’2016 в Новосибирске был жестко ограничен, что не позволило мне дать развернутые ответы на некоторые интересные вопросы. Поэтому решил поделиться своими мыслями о них у себя в блоге.



Самый колкий вопрос, который мы не успели толком обсудить на выступлении состоял из двух и звучал примерно так:
  1. пока это мое баловство, а что будет когда бизнес вырастет и у меня не будет хватать времени заниматься поддержкой облака;
  2. может быть лучше найти профессионального программиста (команду), которые реализуют мне решение быстрее, эффективнее, надежнее, гибче с помощью более профессиональных инструментов?

Начну отвечать с конца. Да, профессиональные программисты скорей всего сделают более профессиональное решение с точки зрения эффективности использования ресурсов, быстрого исполнения, правильных алгоритмов, удобства и надежности в эксплуатации, эстетической красоты, наконец. Но никогда они не сделают решения гибче! Это серьезная ошибка оппонента. Никогда черный ящик с конечным количеством кнопок на панели интерфейса не будет гибче конструктора, состоящего из деталей на все случаи жизни (пока за исключением базы данных, но для малого и среднего бизнеса ее хорошо заменяют электронные таблицы).

Еще надо разобраться что понимается под надежностью. Профессиональные программы надежней скриптов с точки зрения устойчивости к различным ошибкам. Но разве это важно бизнесу? Для бизнеса гораздо важнее бесперебойность бизнес-процесса. И с этой точки зрения редкий сбой программы “черного ящика”, который без специалиста не исправить, может стать гораздо более драматичным для бизнеса чем пять сбоев скрипта, которые можно исправить руками не отходя от кассы.

Мне вспоминается такой пример из практики. У нас был один вредный клиент, которому надо было что-то заполнять в счет-фактуре каким-то особым образом. Брал товар у нас он раз в месяц и оператор просто сохранял печатную форму и правил ее “вручную” в Microsoft Excel. Конечно, можно было нанять программиста и автоматизировать этот процесс (не только добавить печатную форму, но и завести поле вредности в справочнике контрагентов для автоматического выбора правильной печатной формы). Но стоит ли овчинка выделки? Тем более, что через пару месяцев у контрагента сменился главный бухгалтер и необходимость отпала вообще.

  Чтобы обобщить сказанное приведу цитату своего коллеги предпринимателя Александра Алиппы: в бизнесе не надо делать идеально, в бизнесе надо делать кое-как, но до конца! Никто не будет хвалить тебя или принимать во внимание то, как ты красиво разбежался, как замечательно летел над пропастью, что именно, политически выверенное кричал во время полета, НЕ БУДЕТ, если ты перепрыгнешь пропасть на 99%. Никому это будет не интересно и тебе самому тоже, ну.... пара яйцеголовых запишет твой НЕДОпрыг в свои блокноты для диссертации и всё. Отсюда, плевать насколько красиво разбежался и как летел, важно что на 100% перепрыгнул, а как перепрыгнул и как летел, вот ТУТ можешь думать - на другом краю пропасти, думать и корректировать прыжок, чтобы в следующий раз полет был без матов и перекошенной рожи, но опять же без фанатизма ибо помним про ключевое "кое-как, но до конца"! Поэтому с точки зрения программистов, как исполнителей и эстетов в теме, скрипты не являются лучшим решением, но, на мой взгляд, отлично подходят для малого бизнеса с точки зрения заказчика и потребителя результата.

Касаемо первой части вопроса, то он, безусловно, в яблочко. Человек на поддержку всего этого хозяйства конечно нужен - я не собираюсь всю жизнь заниматься написанием различных скриптов. Сегодня я этим занимаюсь потому, что реинжиниринг и автоматизацию бизнес-процессов я считаю серьезным конкурентным преимуществом бизнеса и достойным задачей для себя. Правильным будет сказать, что я занимаюсь этой темой не ради скриптов? а ради реинжиниринга бизнеса. Могу с уверенностью сказать, что навыки на стыке менеджмента и современных информационных технологий дают не только инструменты для автоматизации, но и новые идеи для развития бизнеса и создания новых ниш на рынке.

Ну и не забываем, что если речь идет о том, что еще никем не делалось, то никто не отменял пословицу “хочешь сделать хорошо - сделай это сам”.

В вопросе оппонента звучал прозрачный намек, что я не смогу никому передать это хозяйство на обслуживание. На этот счет я имею иное мнение. Хотя, безусловно, это пока еще только мое мнение. Есть две многочисленные группы людей, которые потенциально легко смогли бы подобрать из моих рук это тяжелое знамя.

Первая группа - это выпускники технических вузов, которые работают менеджерами в отделах логистики, планирования, финансов и экономики. Еще когда я работал на заводе у нас было немало таких сотрудников. Они не были программистами, но при этом легко формировали довольно тяжелые, связанные друг с другом, электронные таблицы на базе Excel, зачастую включающие макросы на VBA, реализующие сложные алгоритмы поддержки принятия решений. На мой взгляд уровень тех людей вполне достаточен для обслуживания опубликованных гаджетов Google Apps в малом и среднем бизнесе.

Вторая группа - это системные администраторы. Откуда то они брались раньше в немалом количестве. С дальнейшим проникновением облачных технологий и развитием юзабилити гаджетов их функционал будет сходить на нет и вполне равнозначной заменой будет переход от администрирования железа в офисе к администрированию бизнес-процессов в облаке.

В целом, я не вижу особых проблем в делегировании функционала поддержки облачного бизнеса Google Apps. Система инженерных коммуникаций на современном заводе ничуть не проще карты бизнес-процессов в малом и среднем бизнесе, тем не менее никто не опасается того, что уволится “главный инженер, который все это строил”. Достаточно задокументировать все элементы решений. В этом смысле решение вести блог об автоматизации моего бизнеса с помощью облачных технологий было на редкость очень удачным. Видимо придется вменить продолжение блога в обязанности администратора облачного домена.

Жизнь покажет прав я или нет. Но чем бы эта история не закончилась я обязательно напишу об этом в блоге. Всем удачи!   

2 комментария:

  1. Согласен на все 100%. Пока ты делаешь сам - ты понимаешь чего ты хочешь добиться. Если поручить кому то - то ему очень точно нужно объяснить, чего ты хочешь. Порой на объяснение (тех.задание) уходит времени больше, чем на решение самой задачи. Тем более, не факт, что вас поймут однозначно.
    Отдельно про Exel. Пользуюсь этой программой ещё с SypreCalk. Классная вещь. До сих пор (как идея. В google - это таблицы).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я б еще сказал, с инновационными вещами если не пощупаешь сам - есть вероятность что тебе такую задачу не придет в голову поставить исполнителю. А ему в голову не придет то, что тебе это может понадобиться

      Удалить